Серийные внедорожные автомобили
(Группа TР1)
Автомобиль, конструкция которого признана Технической комиссией опасной, не может быть до-
пущен Спортивными Комиссарами до соревнования.
Если устройство не обязательное, но применяется, оно должно быть выполнено в соответствии с
требованиями.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
1.1. Серийные внедорожные легковые автомобили колесной формулы 4Х4, выпущенные в количестве
не менее чем 1000 идентичных экземпляров и имеющие как минимум два места для сидения.
1.2. Ответственность за доказательство серийности автомобиля в целом и его отдельных узлов и агре-
гатов лежит на участнике. При технической инспекции автомобилей допускается сравнение деталей автомо-
билей с серийными деталями или каталогом завода-изготовителя.
1.3. Допуск к официальным соревнованиям РАФ автомобилей, не в полной мере отвечающих настоя-
щим требованиям, находится исключительно в компетенции Комиссии РАФ по трофи-рейдам. Письменный
запрос, с описанием отличий, должен быть направлен в адрес Комиссии, не позже чем за месяц до начала
соревнования, в котором планируется участие данного автомобиля.
2. ПРЕДЕЛЫ РАЗРЕШЁННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
2.1. Любые изменения не оговоренные в данных требованиях, безусловно ЗАПРЕЩАЮТСЯ.
2.2. Любая изношенная или поврежденная деталь может быть заменена только деталью, идентичной
заменяемой (полностью взаимозаменяемой с оригинальной).
2.3. Для автомобилей, снятых с производства, допускается установка узлов и агрегатов от последую-
щих моделей той же марки (завода), однако в каждом таком случае требуется разрешение Комиссии РАФ
по трофи-рейдам (см пункт 1.3).
3. УСИЛЕНИЕ.
Разрешается усиление, если иное не оговорено конкретным пунктом данных технических требова-
ний, листовым материалом любой детали, при условии, что используемый материал повторяет форму уси-
ливаемой детали, и прилегает к ней по всей поверхности, не образуя никаких коробчатых полостей (рис. 11).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ДЛЯ ТРОФИ-РЕЙДОВ – 2011
8
Рис. 11
Детали подвески разрешается усиливать также стальным прутком, диаметром не более 12мм.
4. МАССА АВТОМОБИЛЯ.
Для официальных соревнований - обязательно. Для прочих соревнований - рекомендуется.
4.1. Масса автомобиля должна быть не менее 1100кг и не более 3500кг.
4.2. При взвешивании все баки, содержащие жидкости (смазка, охлаждение, тормоза, подогрев и т.п.)
должны быть заправлены до нормального уровня, указанного изготовителем. Исключение составляют бачки
стеклоочистителя и очистителя фар, баки системы охлаждения тормозов, топливные баки, и баки впрыски-
вания воды, которые во время взвешивания должны быть пусты.
Следующие элементы должны быть удалены из автомобиля:
- Экипаж, их оборудование и багаж;
- Инструменты, домкрат, сендтраки, запасные части, запасное колесо;
- Оборудование выживания;
- Провизия.
Методика взвешивания. Взвешивание должно производится на промышленных весах, имеющих погреш-
ность не более 25кг (при предъявлении паспорта и действующего поверочного свидетельства), или на элек-
тронных спортивных весах с раздельными пластинами и погрешностью +/- 0,5кг на каждую пластину, уста-
новленных на (по возможности) горизонтальной и ровной площадке, размером не менее 3Х12м. Взвешива-
ние может производиться как всего автомобиля одновременно, так и последовательно передней и задней
осей автомобиля. В последнем случае полученные результаты суммируются.
Погрешность весов должна приниматься в пользу участника.
Для учёта остатка топлива в баке и наличия на борту автомобиля других расходуемых материалов к мини-
мальному разрешённому весу следует добавить 50кг. Если полученный при взвешивании результат меньше
минимально разрешённого веса плюс 50кг, следует слить остатки топлива из бака и повторить взвешивание.
Пример: для автомобиля, минимально разрешённой массой - 1500кг, при последовательном взвешивании на
весах с раздельными пластинами, получен результат 1542кг (846кг передняя ось + 696кг задняя ось). Этот
вес меньше веса 1548кг (1500кг + 50кг для учёта остатков топлива, - 2кг возможной погрешности весов (2
(передняя и задняя оси) Х 0,5кг Х 2 пластины)) на 6кг. Следовательно, с автомобиля должно быть слито всё
топливо, и взвешивание должно быть проведено повторно.
4.3. Любой вид балласта запрещён.
5. ДВИГАТЕЛЬ.
5.1. Воздушный фильтр:
Разрешается делать отверстие в панелях кузова / моторного отсека, за исключением моторного щи-
та, максимальным диаметром 150мм (площадью не более 177см2), для обеспечения воздухом двигателя, и
размещать в этом отверстии трубу воздухозаборника (шноркель). Ни при каких обстоятельствах шноркель
не может быть выведен (или проходить через) отсек экипажа.
5.2. Система питания:
5.2.1. Разрешается установка дополнительных топливных фильтров, при условии, что они не будут раз-
мещены в салоне.
5.2.2. Привод акселератора может быть заменен или дублирован другим, независимо от того, будет ли он
оригинальным или нет.
5.3. Система зажигания.
5.3.1. Разрешается изменение месторасположения элементов системы зажигания в пределах моторного
отсека.
5.3.2. Разрешается применение грязезащитных чехлов для катушки, распределителя зажигания и высоко-
вольтных проводов.
5.3.3. Разрешается замена контактной системы зажигания на бесконтактную и наоборот.
5.4. Система охлаждения.
5.4.1. Разрешено снятие или установка жалюзи (экрана) и их привода перед радиатором, однако внешний
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ДЛЯ ТРОФИ-РЕЙДОВ – 2011
9
вид автомобиля при этом не может быть изменен.
5.4.2. Вентилятор и его привод могут быть изменены и/или удалены. Количество вентиляторов и их раз-
мер не ограничиваются.
5.5. Система выпуска отработанных газов:
Система выпуска должна в целом, при наружном осмотре, соответствовать конструкции завода-
изготовителя. Однако дополнительно разрешаются:
- установка дополнительных креплений системы выпуска к кузову/раме автомобиля;
- вывод выпускного тракта наверх / в сторону после последнего глушителя. При этом должна быть
обеспечена защита для предотвращения ожогов от нагретых элементов системы, с которыми могут сопри-
коснуться люди находящиеся снаружи автомобиля.
6. ТРАНСМИССИЯ.
6.1. Разрешается устанавливать блокируемый дифференциал при условии, что он установлен в ориги-
нальный картер.
6.2. Разрешается применение любых коробок передач, устанавливаемых производителем на одну из мо-
дификаций данной модели автомобиля.
6.3. Внутреннее устройство КПП не ограничивается при сохранении внешнего вида оригинального кар-
тера.
6.4. Разрешается изменять / заменять кронштейны крепления коробки передач.
6.5. Разрешается применение мостов с бортовыми редукторами только на автомобилях УАЗ. Автомоби-
ли могут быть следующих моделей и модификации: 469, 31512, 31514, 31519, 3159.
7. ПОДВЕСКА.
7.1. Разрешается установка любых амортизаторов, при условии сохранения их типа (телескопический,
рычажный, и т.д.), принципа действия (гидравлический, фрикционный, и т.д.) и точек крепления.
Разъяснение: Газонаполненные амортизаторы по принципу действия должны рассматриваться как
гидравлические.
Применение газонаполненных амортизаторов рюкзачного типа (с внешними расширительными ка-
мерами) запрещено.
7.2. Максимальная длина амортизатора и его ход могут быть изменены не более чем на 30мм.
7.3. Упругий элемент:
Винтовые пружины: Длина свободна, как и число витков, диаметра прутка, внешний диаметр, тип
пружины (прогрессивный или нет), внешний диаметр и форма опор пружин.
Листовые рессоры: Длина, ширина, толщина и вертикальное искривление - свободны.
Число листов не ограничено.
Торсионы: Диаметр не ограничен.
7.4. Разрешен перенос ограничителей хода подвески.
8. КОЛЁСА (КОЛЁСНЫЕ ДИСКИ) И ШИНЫ.
8.1. Диски должны быть заводского изготовления.
8.2. Запрещена дополнительная фиксация боковин шин на диске в виде бэдлоков иди аэрлоков.
8.3. Запрещается изменять рисунок протектора шин методом нарезки за исключением подрезки боко-
вин.
8.4. Разрешается применение только автомобильных пневматических шин, внешний диаметр которых
при измерении не превышает 838мм (для автомобилей УАЗ с бортовыми редукторами не более 790мм) по
прямой линии, проходящей по центру шины и не являющейся вертикальной относительно земли (при изме-
рениях не должны учитываться естественные проминания шины). Измерение проводится на всех шинах
(включая, запасные, сменные и т.п.), используемых в дальнейшем на соревнованиях. Измерения проводятся
на шинах накачанных до давления в 1,5 атмосферы.
8.5. Для официальных соревнований - обязательно. Для прочих соревнований - рекомендуется.
Ширина шины зависит от массы автомобиля и должна составлять не более:
Масса автомобиля (кг) Ширина резины
Менее 1500 9” (229мм)
Свыше 1500 до 1800 10,5” (267мм)
Свыше 1800 до 2100 12,0” (305мм)
Свыше 2100 13,5” (343мм)
Значения в мм в таблице даны с округлением по математическим правилам.
8.6. Методика измерения: Измерения проводятся на шинах накачанных до давления в 1,5 атмосферы, в
горизонтальной плоскости, проходящей через ступицу колеса. Шириной колеса является максимальная ши-
рина резиновой части.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ДЛЯ ТРОФИ-РЕЙДОВ – 2011
10
9. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.
При установке дополнительного электрооборудования разрешается добавление реле и плавких пре-
дохранителей в электрические цепи, удлинение или дополнение электрических кабелей. Электрические ка-
бели и их кожухи (оплётка) свободные.
Разрешается дополнительная герметизация (уплотнение) любых электрических разъёмов / соедине-
ний.
9.1. Аккумулятор.
9.1.1. Марка и емкость аккумулятора(ов) свободные, однако их количество и расположение, предусмот-
ренное изготовителем, должно быть сохранено.
9.1.2. Каждый аккумулятор должен быть надёжно закреплён (как минимум заводское крепление), а его
клеммы закрыты сплошной диэлектрической крышкой (пластик / резина).
9.2. Генератор.
9.2.1. Марка и мощность генератора не ограничиваются, также как и его положение в моторном отсеке,
однако система привода (ременная, цепная и т.д) не может быть изменена.
9.2.2. Регулятор напряжения не ограничивается. Его положение может быть изменено, но он не мо-
жет быть помещен в кабину, если это не оригинальное расположение.
9.3. Светотехническое оборудование:
9.3.1. Оригинальные элементы светотехники могут быть заменены другими, имеющими не обязательно
такие же размеры и форму, при следующих условиях: новые элементы полностью выполняют функции ори-
гинальных; их расположение не изменено; данная замена не приводит к изменению каких-либо панелей ку-
зова; панель, на которую они монтируются, полностью перекрывает оригинальное отверстие в кузове. Сво-
бода предоставляется так же в отношении стекол фар, отражателей и ламп.
9.3.2. Основное светотехническое оборудование (фары, указатели поворотов (но не повторители),
габаритные огни, стоп-сигналы, фонари заднего хода, освещение номерного знака) должно находиться в
рабочем состоянии как минимум на момент предстартовой технической инспекции.
9.3.3. Дополнительное светотехническое оборудование не ограничивается, однако оно должно соот-
ветствовать требованиям ПДД.
10. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.
Горловина топливного бака(ов) должна быть снабжена крышкой, обеспечивающей её надежное за-
пирание.
11. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
11.1. Разрешается замена рулевого колеса на другое, заводского изготовления.
11.2. Разрешается установка усилителя рулевого управления, устанавливаемого на одну из серийных мо-
дификаций данного автомобиля.
12. КУЗОВ И РАМА.
12.1. Внешний вид:
12.1.1. Разрешается установка верхних багажников для крепления дополнительного оборудования.
12.1.2. Разрешается установка кронштейнов для внешнего крепления запасного колеса, при условии, что
эти кронштейны не несут никакой другой функции.
12.1.3. В случае применения на автомобиле мягкого тента, разрешается снимать его или его боковины. При
этом снятый тент и детали его крепления не требуется перевозить в автомобиле во время соревнований.
12.1.4. Разрешаются минимально необходимые изменения в панелях кузова (решетка радиатора, бампер и
т.д) для установки лебёдки (на расстоянии не более 50мм от лебёдки).
12.1.5. В случае применения на автомобиле разборных боковых дверей, разрешается снимать верхнюю по-
ловину таких дверей. При этом снятые детали не требуется перевозить в автомобиле во время соревнова-
ний.
12.1.6. Разрешены минимально необходимые изменения (резка или деформация) крыльев для установки
колес большего диаметра. При этом при максимальном сжатии подвески, расстояние между верхней кром-
кой комплектного колеса и нижней кромкой крыла, ни при каких обстоятельствах не должно превышать
50мм. При любых условиях комплектные колеса (шины вместе с дисками), при виде сверху, должны быть
закрыты крыльями или расширителями арок по всей их ширине и длине. Установка расширителей должна
быть безопасной.
12.1.7. Разрешено восстановление ранее обрезанных деталей сваркой, клёпкой и д.р.
12.1.8. Разрешены изменения материала и формы решетки радиатора.
12.1.9. Окна, расположенные позади дверей водителя и переднего пассажира, могут быть заменены пане-
лями, изготовленными из:
- стали, толщиной не менее 0,8мм;
- алюминия, толщиной не менее 1,5мм;
- не колющегося пластика (поликарбоната), толщиной не менее 3мм.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ДЛЯ ТРОФИ-РЕЙДОВ – 2011
11
Несколько стекол, заполняющих один проем, могут быть заменены одной панелью. Крепление па-
нелей не ограничивается. Конструкция никаких элементов кузова, а так же контур кузова, не могут быть
изменены в результате такой замены.
12.2. Защита кузова:
12.2.1. Разрешается применение съемной защиты снизу кузова, при условии, что она предназначена ис-
ключительно для защиты двигателя, радиатора, трансмиссии, выпускной системы, топливного бака, и не
исполняет никакой другой функции.
12.2.2. Разрешается применение "антикенгуриной" предохранительной решетки. Она не должна нести ни-
каких других функций, кроме защиты фронтальной поверхности автомобиля и установки дополнительных
фар или лебедки. Эта решетка должна крепиться на бампере.
12.2.3. Разрешается установка съёмной боковой защиты - “порогов”.
12.2.4. Разрешается применение веткоотбойников. Они не должны нести никаких других функций, кроме
защиты.
12.3. Бампер:
Разрешается изменять, но не удалять бампер. Конструкция и материал бампера не ограничиваются.
12.4. Домкрат:
12.4.1. Домкрат должен быть надёжно закреплён в автомобиле (рекомендуется применение металлических
креплений).
12.4.2. Разрешается усиление мест установки домкрата и/или изменение их расположения. Однако их уста-
новка должна быть травмобезопасной (т.е. без острых углов, кромок и т.д.). Неиспользуемые кронштейны
могут быть удалены.
12.5. Сидения:
12.5.1. Разрешается заменять передние сиденья, на любые другие - автомобильные. Сиденья должны быть
надежно закреплены.
12.5.2. Разрешается демонтировать все сиденья, кроме водительского и переднего пассажирского, а так же
их кронштейны.
12.6. Интерьер:
12.6.1. Для крепления дополнительного оборудования разрешается сверление элементов интерьера и / или
внутренних элементов кузова.
12.6.2. Ковры и звукоизоляционное покрытие могут быть удалены.
12.6.3. Разрешается изменять или снимать подлокотники дверей и ручки над дверями.
12.6.4. Разрешается снимать декоративные накладки порогов.
12.6.5. Разрешается изменять, но не удалять, внутреннюю обивку дверей и салона.
12.6.6. Чтобы достичь эффективной установки дуги (клетки) безопасности на кузов, оригинальный интерь-
ер может быть модифицирован вокруг монтажных точек клетки безопасности, минимальной подрезкой или
подгибанием. Однако эти модификации не разрешают удаление или вырезание полных частей обивки.
12.6.7. Задняя съемная полка в двухобъемных автомобилях может быть удалена. Так же разрешается уда-
лять её крепления.
12.6.8. Разрешается изменять или удалять части панели приборов и центральной консоли, расположенные
ниже оси ступицы рулевого колеса. Однако расположение приборов и элементов системы отопления, в том
числе её управления, находящихся на этих частях, должно быть сохранено.
12.6.9. Разрешается изменять или заменять комбинацию приборов.
12.6.10. Разрешается применение любых дополнительных контрольно-измерительных и навигационных
приборов, при условии, что их установка будет травмобезопасной.
12.6.11. Все органы управления, по месту их расположения и схеме работы должны соответствовать ориги-
нальному автомобилю. Разрешается их модификация для повышения удобства управления (удлинение ры-
чагов коробки передач, раздаточной коробки и стояночного тормоза, установка дополнительных накладок
на педали и т.д.).
12.6.12. Разрешается дополнительно устанавливать такое оборудование комфорта, как отопление, вентиля-
цию, дополнительное освещение, радио и т.д.
12.6.13. Разрешаются дополнительные отделения к вещевому ящику и карманам на дверях.
12.6.14. Разрешается замена электростеклоподъемников на ручные и наоборот с минимально необходимыми
изменениями панели двери.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ДЛЯ ТРОФИ-РЕЙДОВ – 2011
12
13. ЛЕБЕДКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
13.1. В тексте данных требования под «лебедкой» подразумевается устройство, состоящее из следующих
элементов (не более чем одного из каждой категории)
- силовой привод (в том числе электрический двигатель);
- редуктор;
- барабан;
- корпус или рама;
- тормозной механизм;
- трос.
С 2012года – Разрешается сборка лебёдок из узлов различных марок и моделей. Любая модификация
этих узлов запрещена.
С 2013 года – Монолебёдка.
13.2. Разрешается установка не более чем одной лебедки с силовым электрическим приводом.
13.3. Напряжение, подводимое к мотору лебёдки ни при каких условиях не должно превышать 27 В.
13.4. Для Чемпионата и Финала Кубка России:
Разрешается наличие не более одного установочного места под лебедку, расположенного в перед-
ней части автомобиля.
13.5. Для официальных соревнований:
Запрещается установка на автомобиль любых стационарных механизмов / приспособлений позво-
ляющих винчеваться назад.
13.6. Разрешается наличие на автомобиле не более 4-х жестких сендтраков, максимальным размером
1500Х500мм каждый.
ЛУНТИК - управляй мечтой, НИВА - не ссы доедем!!!